Народ эушкаль
Народ Эушкаль
История
История народа эушкаль уходит корнями глубоко в прошлое тартесского полуострова, и до прихода камаилитов свидетельствами тому были множественные каменные дольмены с эушкальской символикой. Однако к настоящему времени от языческих строений почти ничего не осталось. И тем не менее, эушкаль сильно привязаны к своей земле, которую представляют матерью-богиней. Это довольно мирный и трудолюбивый, лишенный воинственности народ, который, однако, хранит в своей памяти истории о других временах, когда существовало Эушкальское государство, управляемое мудрыми вождями. Тогда эушкальцы умели держать в руках оружие, славились боевыми колесницами и меткими стрелками, а также непревзойденным вином. Все это сгинуло за минувшие столетия. Первым государством, под чью власть попали эушкаль, стал Тартесс. Присоединение не было сопряжено с масштабным завоеванием, и произошло за пару поколений стычек, торговых договоров и браков. До прихода Фарсидского халифата эушкальцы все еще сохраняли свою автономию и пользовались особыми правами, подчиняясь тем не менее Тартесской короне, и являясь одной из ее провинций. Продолжительные войны между Тартессом и халифатом, сначала Фарсидским, а затем Кабирским, буквально разорвали некогда единые земли эушкаль пополам. Многие тогда были вынуждены оставить дома своих предков, переселиться или образовать небольшие общины, иногда даже сменить веру и раствориться среди завоевателей. Сейчас на территории Кабирского халифата эушкаль заселяют узкую прибрежную территорию, частично граничащую с Нойстрией - кору Лерида. У них нет собственного управления, кроме совета старейшин, который в свою очередь подчиняется эмиру Лериды.
Религия
Вера эушкаль языческая. Согласно их представлениям существует два мира: естественный и потусторонний, которые хоть и имеют границы, но так или иначе проникают друг в друга. Вещи, живые существа и целые ландшафты могут перемещаться между ними в тех или иных обстоятельствах. И каждому из этих миров покровительствует одна из двух богинь сестер: Экхи - богиня Солнца и естественного мира, и Илларги - богиня Луны и потустороннего мира - мира духов и мертвецов. И если Экхи считается благосклонной людям, то Илларги богиня переменчивая, как луна. По поверью большинство духов не способно повлиять на то, чего касается солнечный свет, так же, как человека поджидает во тьме беспомощность. Но важнее двух сестер, в представлении эушкаль, являются их мать - богиня Мари - госпожа всей земли в обоих мирах и супруг ее Маху, который обитает в море. Живут они каждый в своем дворце, но всякая их страстная встреча непременно несет с собой грозу или град. Чертоги Мари лежат глубоко под землей, входами в которые являются пещеры и гроты. Обличия ее разнообразны: в подземном мире она принимает полузвериный облик, а на поверхности предстает в виде прекрасной женщины. Но несмотря на подземное происхождение она способна летать и иногда передвигается по небу в колеснице, запряженной белыми лошадьми или баранами, и тогда над землей появляется радуга. Мари принадлежат богатства земных недр и все многообразие природы, из ее чертогов текут подземные воды, и вырывается огонь, она может управлять погодой и вершит правосудие над лжецами, ворами и гордецами, угодных же, может наградить превращая угли и камни в золото или дать добрый совет. Обителью бога Маху являются морские глубины, где он пребывает в облике огромного змея или дракона, однако, как и его супруга, способен принимать человеческий облик и путешествовать по небу, принося с собой дожди и сильные ветра. Его характер куда менее дружелюбный и часто связан со стихийными бедствиями. Он хранитель тайн и искусный колдун, который неизменно присутствует на поле боя. Есть у супругов также два сына - светлый бог Атар и темный - Микхе. Атар странствует по земле вместе с птицами и ветрами, и является покровителем путешественников, защитником эушкаль на чужой земле, а также проводником для душ. Его облик переменчив, как и у всех богов, и может нести в себе птичьи черты, но чаще всего он предстает в виде юноши. Он всегда благосклонен людям: случайные удачи и неожиданные приобретения, а также внезапные спасения приписываются ему. Его брат Микхе, наоборот преследует людей. Он также странствует по земле на крыльях ветра, но ветер этот недобрый. Микхе предостерегает людей от опасностей, поджидающих во тьме, и наказывает за проступки. Он забирает себе души детей проклятых родителями. А между миром богов и миром людей ходит Басакху - хозяин леса. Он считается полубогом, сильным и косматым, защитником овечьих стад и господином диких зверей. Он бережет овец от хищников и предупреждает пастухов о бурях. Именно он научил людей обрабатывать землю и металлы. Ниже богов в верованиях эушкаль стоят всевозможные духи, которые служат божествам или же существуют сами по себе. От местности к местности их имена и силы могут меняться. Это всевозможные духи гор и источников, ветров и туманов, болезней и несчастий, и прочее. Вровень с ними, верования эушкаль наполнены всевозможными волшебными животными и одушевленными магическими предметами, а также ведьмами.
Культура
Жизнь эушкаль, где бы они ни проживали, тесно связана с домом - Эткхе - он центр их мироздания, одушевленная отчизна, которая заботится о человеке, что во многом связано с культом предков. Эткхе - это и место жизни, и одновременно могила: своих покойников эушкаль сжигают, а прах собирают в глиняные расписные урны, которые затем хоронят под родным домом. Они верят, что так их родные продолжают жить с ними рядом и смерть никак не нарушает семейной связи, а потому у мертвецов всегда можно попросить совета, помощи и защиты молитвой. По верованию эушкаль, души покойных появляются в виде света, огней, порывов ветра или как тени. За исполнением всех домашних ритуалов относящихся к мертвым и обучением живых обычно следит старейший в доме, будь то мужчина или женщина, и его же слово является решающим в делах семьи. Жилища эушкаль всегда обильно украшены внутри и расписаны снаружи, являясь одновременно и домом, и храмом. В связи с этим дом эушкаль неприкосновен, а это отражается на праве убежища и его неделимости. Главой дома всегда остается старший из детей, независимо от пола, и вопреки феодальным законам. И за сохранение своего права и верований общины эушкаль платят налог завоевателям. В большинстве своем эушкаль представлены земледельцами, оседлыми скотоводами и рыбаками, которые в силу своего мировоззрения остаются крайне консервативным народом, закрытым от сторонних культурных влияний. Даже их языку приписывают родство с языком древних, настолько он обособлен и не похож на языки ближайших соседей. Самоназвание “эушкаль” означает “умеющий говорить” - то есть того, кто знает язык, а значит принадлежит народу. Чужаков же называют “эрдаль”, что можно перевести как “немой”. Помимо разговорного языка, эушкаль имеют свою письменность, однако грамотность доступна лишь зажиточной части общин. Богатыми и разнообразными остаются народные песни, танцы и музыка. Барабаны, пастушьи рожки и флейты - излюбленные инструменты эушкаль. Среди ремесел наибольшую славу этот народ заработал своей керамикой - расписной глазурованной посудой, а также ткачеством ярких шерстяных и льняных тканей, и обильной вышивкой.
Имена
В традициях эушкаль принято, чтобы имена сыновьям выбирал отец, а девочкам - мать, и очень часто детям дают имена предков, так что одно и тоже имя в роду может повторяться бесконечное количество раз. Фамилии же часто образованы от топонимов или же созвучны им: например по названию поселения из которого человек происходит, или располагающейся рядом горы, озера, реки и пр. Часто встречаются фамилии с компонентом “эткхе” (дом), производными от названия дома, где проживала семья (Эткхенди - большой дом, Гойкоэткхе - дом на холме). Существуют и просто фамилии прозвища. |