ЛЕГЕНДЫ И ФОЛЬКЛОР ДЕЙРА
Песнь о прибытии богов
Земли, которые теперь населяют люди, не всегда принадлежали им. Когда-то очень давно здесь были лишь голые камни посреди моря, среди которых обитали жуткие мароны. Одна часть их тела была видна, другая же оставалась сокрыта в потустороннем мире, оттого были они неизменно одноглазы, одноруки или одноноги, иные лишены кожи, а иные и плоти, кроме костей. Однако в таких телах была сокрыта огромная сила. И вот в один из дней явились из-за моря корабли, на которых прибыли первые боги под предводительством Аргетлава. Они сошли на землю и стали менять ее для себя: тогда горы отделились от равнин, а реки и озера от морей, голые камни покрылись зеленой травой и деревьями, а среди них стали ходить чудесные звери и летать дивные птицы. Это не понравилось маронам и начались годы битв. Однако никто не мог окончательно победить, и тогда боги и мароны заключили союз, скрепив его браками, и разделили землю. От этого союза родились древние первые люди. Они стали менять облик земли дальше, строя невероятные города, и мастеря чудесные вещи, способные сравниться с силой богов. Видя это, мароны стали склонять часть древних к себе, и битвы вновь стали вспыхивать на земле. В этих войнах были забыты многие искусства, а сами древние стали терять истинный облик, подвергаясь проклятиям и перенимая силу маронов. И когда на эти земли прибыли предки ныне живущих людей, они застали лишь осколки былой красоты и величия.
Песнь о прибытии Бервина
Первые люди, которых можно считать предками ныне живущих, пришли из-за моря под знаменем Лира. Их возглавлял Бервин - прославленный воитель и мудрый вождь. Он высадился на землях древних и принялся осваивать их. Королева-чародейка Ариана, правившая тогда здесь, послала войска против чужеземцев, но те были разбиты. Тогда она попыталась извести Бервина и его воинов хитростью и чарами, наслав мороки, недуги и чудовищ. И те терзали их. Многие из племени Бервина погибли, однако видя его доблесть, из чрева самой земли к нему явилась богиня Дану, которая обещала процветание стране и его людям, если те поклоняться ей. Бервин так и сделал. После этого многие древние боги встали на сторону пришлых и Ариана была повержена. Бервин взял ее в плен, однако не убил - желая примирить народы, он женился на ней, и их потомки стали править землей, неся в себе колдовскую кровь.
Песнь о Лире и предательстве жены его Блодд
Став королем над богами, Лир долго искал себе достойную женщину в жены, однако никак не мог найти такую среди живущих. Тогда брат его Бран и бог Хар, создали женщину магией из прекрасных цветов, а богиня Бригит вдохнула в нее жизнь. Эта девушка стала красивейшей из всех женщин и получила имя Блодд. Она родила Лиру двух таких же чудесных детей: сына Мароу, ставшего хозяином морю, и дочь Эйне - воплотившую в себе любовь.
Однако в один из дней, когда Лира не было в замке, Блодд повстречался темный бог Нуд, охотившийся неподалеку, и в которого она тут же страстно влюбилась. Пренебрегнув обетами, она родила Нуду двух дочерей: Маху и Маб, а после сговорилась с ним убить Лира. Зная, что в честном бою никак не одолеть прославленного воина, Блодд напоила мужа сонным зельем, подмешанным к вину, и проводила в его покои любовника. Тот попытался убить солнечного бога, но бдительный петух разбудил его своим пронзительным криком, и Нуд только тяжело ранил Лира. Оружие, однако, оказалось отравлено, и Лир лишился большинства своих сил. Воспользовавшись этим, бог Аравн стал преследовать дочь Лира - Эйне. Та бежала по земле от его гончих псов, моля отца о спасении, и из крови и слез ее проросли в снегу самые первые цветы, которые собрал бог Хар и сделал из них целительный напиток. Лиру удалось избавиться от страшной раны, но яд Нуда остался в его крови. Потому каждый год он вновь теряет силы, как только кончается действие зелья, и вновь ему приходится спасать свою дочь Эйне от посягательств Аравна.
Блодд же пыталась сбежать под покровительство Нуда в день преступления, но сын Мароу настиг ее. Увидев мать в одеждах, алых от крови отца, он в гневе превратил ее в сову, которая по сей день летает в ночи, прячась от света дня.
Песнь об Аравне и Эйне
Первой красавицей была Эйне - дочь Лира: золотыми, как солнца свет, были ее длинные волосы, кожа нежна, как лепестки цветов, глаза глубоки, как озера, а голос так прекрасен, что даже звери и птицы приходили послушать ее пение. Многие из мужчин сватались к ней, даже могучий Эзус, но всем она отказала. И вот, прогуливаясь как-то по зеленому лесу в компании своих чудесных птиц и подруг, она повстречала охоту темного бога Аравна. Понравилась ему красавица Эйне, пробудила она страсть в черном сердце своим дивным голосом и ликом, и стал Аравн склонять ее возлечь с ним. Испугалась Эйне его слов и ледяных прикосновений, вырвалась и побежала. Тогда приказал Аравн красноухим псам преследовать ее: и там, где они пробегали теряла сочность трава, отмирали цветы и облетали деревья. Изо всех сил бежала Эйне, моля отца своего Лира защитить ее, но не мог он вмешаться, сам будучи раненный Нудом. Заплакала тогда Эйне и безутешные слезы залили землю. Услышал этот плачь справедливый Эзус, и поспешил на помощь, однако, когда стал он переходить одну из разлившихся рек, Аравн превратил ее воды в лед, который крепко сковал соперника, мешаль льды придти на помощь и Мароу. Не было теперь у Эйне заступников, лишь верные птицы оставались с ней. Видя, как теряет она силы, каждая из птиц бросила ей по перышку: завернулась в эти перья Эйне, обернулась белым лебедем и полетела над землей к замку отца своего. Однако и в небе не могла она спастись от Дикой Охоты - волшебные гончие то и дело настигали ее и рвали из нее перья. И когда с небес падает снег - люди говорят, что летят это перья Эйне. А когда перьев почти не осталось, израненная богиня вновь упала на землю, и там, где капали горячие капли ее крови из холодной земли поднимались первые цветы. Эти цветы собрал бог врачевания Хар, и сделал из них зелье, которое отнес богу Лиру, чтобы тот его пил. Набравшись сил, солнечный бог устремился со своим воинством на охоту Аравна и разбил темного бога, и преследовал его тени. По этой причине тени всегда повторяют очертание предмета и прячуться за ними от солнца.
Однако стоит Лиру ослабнуть от яда Нуда в крови, как Аравн вновь пытается подстеречь и овладеть Эйне. Та неизменно сбегает от него, и все повторяется по кругу. Чтобы помочь прекрасной богине, к концу зимы люди в Дейре и Нойстрии устраивают праздник костров, дабы призвать Лира и его огненных птиц на помощь Эйне и прогнать Аравна с его Дикой Охотой.
Песнь об Аравне и Маб
Маб, темноокая дочь бога Нуда, была искусной колдуньей, и, благодаря своим чарам, могла получить от других все, чего бы только ни пожелала - ни в чем не было ей отказа, всякий очарованный ей, стремился исполнить ее желание. Но вот однажды зимним днем, повстречался ей бог Аравн, чья безудержная охота пересекала небо. Маб воспылала чувствами к нему, и пригласила в свой замок. Там она поила и кормила его, пыталась соблазнить, однако чары ее оказались бессильными против чар Эйне, которые цвели в его некогда мертвом сердце. Аравн желал одну лишь дочь Лира и гнался за ней, с равнодушием встретив ласки другой женщины. Это безмерно разозлило Маб. В своем желании обратить на себя внимание темного бога, она принялась воровать у него тени и поглощать их, отчего люди стали умирать не по сроку. Однако первее Аравна, это заметил отец его Эхад, следящий за временем, и вознамерился наказать Маб. Прознав про это, колдунья спешно сбежала в мир смертных, где родила ланнан-ши.
И по сей день она ходит неприкаянная по дорогам, принимая поклонение себе на перекрестках, переламывая жизни раньше срока, либо продлевая их ведьмам больше дозволенного.
Песнь о явлении Хара
Когда первые люди прибыли в эти края, они столкнулись со множеством напастий, среди которых были болезни и несчастья, насылаемые злонамеренными духами. Страдая от мора и проклятий, люди взмолились богам, принося им жертвы, и первым на этот зов отчаяния ответил Хар сын Кернунна. Он явился из потустороннего мира в длиннополых зеленых одеждах, сплетенных из вьюна, окруженный болотным туманом. Он стал говорить с людьми и стал жить среди людей, выбрав среди них тех, кого позже назовут жрецами-друидами, и учил их. Многие знания он отдал: о целебных и ядовитых травах, о путях зверей и птиц, о языке духов, о тайнах земли, ограждал от слабости разума, какой подвержены были многие из людей, кто пытался постичь знание бога-жреца. Но и этого было недостаточно, чтобы люди сами смогли справиться с напастями новой земли без его присутствия рядом. Тогда Хар велел своим ученикам раскроить ему грудь, раздвинуть ребра, забрать сердце и есть его, чтобы часть его плоти навсегда вошла в них. Люди сделали так. Оставшийся без сердца бог, обернулся дубом, связав корнями мир людей и мир потустороннего, сделав переход между мирами открытым для людей. К дубам по сей день приходят поклониться и принести жертвы, просить и благодарить.
Песнь о проклятии Кудона
Кудон был сыном Кернунна - бога лесов, и более всего любил веселиться. Вместе с ветром носился он среди деревьев и полей, передразнивая зверей и птиц, шутя над богами, и мороча людей. Однако, если смертные ничего не могли с ним поделать, то недовольство богов от его выходок росло. То он собьет со следа гончих Аравна, то выкрадет гребень у красавицы Эйне, то выпустит диких кабанов Эзуса - много было проделок, и стали жаловаться боги на Кудона, указывать ему, что нет у него достойного занятия. Обиделся на них Кудон, а более прочих на отца - Кернунна, который не заступился за него перед племенем. В сердцах упрекнул молодой бог великого, что тот не дает ему даже малой возможности, а вот если бы поступился он, то Кудон мог бы сделать большую работу в разы быстрее и лучше. Нахмурился тогда Кернунн, но позволил своему сыну один день и одну ночь управляться с душами вместо себя. Обрадовался Кудон, взялся за дело, да только ничего у него не выходило - не было в нем силы отца, его знаний и умения. Сколько бы не черпал он из подземных вод, не мог выловить ни одной души, и чем больше злился он от этого, тем быстрее ускользали от него души. Тяжелое это было время для мира: у зверей и людей рождались мертвые дети, не всходили травы и посевы - голод прошел по земле. Стал Кудон думать, где достать ему душ до нового рассвета? И услышал над собой плачь и зов проклятых, которых гнала по небу в вечной охоте свора Аравна - отчаянно молили они богов об избавлении, обещались служить любому. Настиг их тогда Кудон и укрыл от неутомимых красноухих гончих в чреве голодной волчицы. И произвела она в ночи первых вулверов: не людей, и не волков - вечно голодных, озлобленных тварей, которые тут же принялись делать все то, за что были наказаны богами. Узнал про это Кернунн, разозлился, и еще до первых лучей солнца проклял своего сына на вечность в волчьей шкуре. Так и ходит Кудон по миру: днем человек, а ночью волк, вредит всему живому в обиде своей, и так же бродят его голодные дети.
“Клятва Бригитт Исамниону” — известное во всем Дейре и даже Нойстрии представление, которое можно увидеть не только под живописными сводами дворцов, но и на фарсовых балаганах, услышать отрывки почти в любом разговоре ибо сами фразы народ давно растащил на расхожие выражения. Сюжет строится на том, что Бригитт Альгионтская дает клятву исторической родине Дейра защищать границы государства от коварного Медиолана, связано это также с основанием университета, где впоследствии чародеи Дейра смогут получить необходимые знания об Искусстве и развить его до уровня Древних героев, тем самым усилив мощь страны. Упоминается здесь.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ